Главная ПисАть Карта сайта Русский English Экспортные и импортные операции перевозки и логистические услуги
+7 (831) 433-33-66
ПартнерыПартнеры ДокументыДокументы ЗаявкаЗаявка СтатьиСтатьи


Полезные ссылки


ТОРГОВЛЯ СО ВСЕМ МИРОМ
СТАНОВИТСЯ ПРОЩЕ!

Классические ошибки ВЭД контрактов



Предоставление большинству наших предприятий права на внешнеэкономическую деятельность создает новую ситуацию. Многие из них могут выйти на рынок. Их успех во много будет зависеть от того, насколько им удастся овладеть методикой организации и техникой ведения ВЭД. При работе на мировом рынке, заключении контракта и определении его содержания необходимо учитывать ряд моментов.

Проверяйте иностранного партнера «до, а не после» появления проблем. Вступая в переговоры с зарубежным партнером о заключении контракта, российские предприниматели нередко не проверяют ни правового статуса партнера (что юридически он собой представляет, где зарегистрирован, каков объем его правоспособности), ни его финансового положения и коммерческой репутации, ни полномочий его представителя на заключение контракта. В ряде случаев это приводит к невозможности получить оплату за поставленные экспортные товары или добиться возврата выплаченных сумм за импортные товары, которые либо вообще не были поставлены, либо поставлены не в полном объеме или с существенными недостатками. Встречаются случаи, когда безуспешными оказываются попытки найти зарубежного партнера для вручения ему исковых материалов и повестки о вызове его в арбитраж. В контракте либо вообще не указывались юридические адреса сторон, либо содержался фиктивный юридический адрес для направления корреспонденции до востребования.

При анализе текста контракта, представленного истцом в Арбитраж по одному из споров, выяснилось, что в преамбуле контракта наименование партнера отличается от указанного в разделе "Юридические адреса сторон". Как оказалось, фирма под наименованием, указанным в преамбуле, не зарегистрирована в торговом реестре и, соответственно, не признается юридическим лицом страны, названной в качестве места ее нахождения. Кроме этого, фирма/ юридический адрес которой указан в контракте, категорически отрицала, что ею заключен контракт с истцом.

Различия  законодательства:
При составлении контракта нередко не учитывается, что отношения сторон определяются не только условиями сделки, но и нормами применимого права. Несоответствие контракта или какого-либо его условия императивным предписаниям закона приводило к признанию контракта в целом или соответствующего его условия недействительным (например, при несоблюдении формы контракта или изменений и дополнений к нему). Иногда оказывалось невозможным использовать предусмотренное контрактом условие. Например, право, действующее в Великобритании и США, не допускает реализации с помощью суда или арбитража договорного условия об уплате штрафа. Для российского предпринимателя зачастую неожиданным оказывалось, что пробел контракта восполняется с помощью норм применимого права, когда в контракте отсутствует условие по какому-либо вопросу. При рассмотрении одного из споров российский покупатель, возражая против требования зарубежного продавца о возмещении ему убытков, вызванных нарушением контракта покупателем, заявил, что он должен быть освобожден от ответственности, поскольку контракт предусматривает лишь положения об ответственности продавца.

При составлении контракта не всегда принимается во внимание, что имеются существенные расхождения в решении одних и тех же вопросов в праве разных государств, а поэтому необходимо знать, правом какого из них будут регулироваться отношения по конкретному контракту. Так, в частности, в соответствии с российским, германским и болгарским правом, включение в контракт условия о штрафе, по общему правилу, не лишает права требовать возмещения убытков в части, не покрытой штрафом. В то же время, право Польши и Чехии исходит из того, что договорный штраф признается исключительной неустойкой, т.е. убытки, превышающие штраф, не могут быть взысканы по общему правилу. В праве Франции неустойка также признается исключительной, но судье представлено право изменить судьбу неустойки, если она слишком высока или низка. Как отмечалось выше, в Великобритании и США условие о договорном штрафе вообще не может быть реализовано в судебном или арбитражном порядке. Весьма часто допускаются неточности при применении в контрактах торговых терминов, сложившихся в практике международной торговли, в частности, определяющие базисные условия поставки. Так, предназначенный для водных перевозок торговый термин CIF нередко применяется при использовании сухопутных видов транспорта (железнодорожного, автомобильного). При отсутствии в контракте положений, разъясняющих, что стороны в данном случае имели в виду, возникали трудности при разрешении споров, в частности по вопросу о моменте, в который товар считается поставленным, и о моменте перехода риска с продавца на покупателя.

Юридические противоречия и интерпретации международных контрактов
Встречаются противоречия между отдельными условиями контракта, и нередко сами условия формулируются недостаточно четко, а порой просто двусмысленно, что вызывает споры при их толковании. Между тем, то или иное толкование таких условий может обойтись одной из сторон очень дорого (в десятки, а в отдельных случаях и сотни тысяч долларов США). При формулировании условий об обстоятельствах, освобождающих от ответственности (так называемых, форс-мажорных оговорок), нередко не учитывались последствия той или иной формулировки, что приводило к снижению или повышению имущественной ответственности соответствующей стороны контракта. Например, при включении в контракт оговорки, предусматривающей конкретный перечень обстоятельств, наступление которых освобождает от ответственности при нарушении обязательства, арбитраж принимал решения о взыскании со стороны убытков, являющихся следствием обстоятельств, находящихся вне ее контроля, если они не были предусмотрены перечнем, содержащимся в контракте.

Споры надо предвидеть, чтобы их избежать
Международные споры обходятся гораздо дороже, чем арбитраж в соседнем городе. В нашей практике имели место случаи, когда в контракте недостаточно четко формулировалось условие о порядке разрешения споров. Например, в ряде контрактов указывалось, что споры подлежат рассмотрению в арбитраже в Москве, за исключением подсудности общим судам. Эта формулировка, являясь крайне неточной, вызывает большое число вопросов. Во-первых, органы судебной системы РФ общей юриспруденции (общие суды) в принципе могут рассматривать любые имущественные споры с участием зарубежных предпринимателей. Поэтому абсурдно употребление выражения "за исключением", означающее, при его буквальном толковании, что те споры, которые отнесены к компетенции "общих судов", не подлежат передаче в арбитраж. По-видимому, имелось в виду, что исключается передача таких споров в общие суды. Но тогда должно быть примерно выражение "с исключением подсудности общим судам". Во-вторых, при наличии соглашения сторон такие споры могут разрешаться в Москве как постоянно действующим арбитражным судом (например, МКАС) или третейским судом, специально формируемым для рассмотрения конкретного спора (арбитраж "ad hoc"), так и государственным арбитражным судом по разрешению экономических споров (например, Арбитражным судом г. Москвы или Высшим арбитражным судом РФ).

Все условия важны – в международной торговле нет мелочей
Наряду с очень краткими контрактами, содержащими минимум условий (предмет контракта, включающий наименование и количество товара; цена с указанием базиса поставки; требования к качеству; срок поставки; условия платежа), нередко заключаются многостраничные очень подробные контракты, предусматривающие значительное число дополнительных условий. Заключение краткого контракта требует от российских предпринимателей четкого представления о том, чем будут восполняться пробелы контракта. Арбитражная практика показывает, что об этом, к сожалению, российские предприниматели редко задумываются. В то же время, анализ многостраничных контрактов не всегда приводит к утешительным выводам. Во-первых, часто такие контракты составлены по трафарету, недостаточно учитывающему вид товара, являющегося предметом купли-продажи. Практически одинаковые условия предусматриваются как в отношении всех видов массовых продовольственных и промышленных товаров, так и в отношении машин и оборудования. Во-вторых, контракты примерно одинакового содержания составляются независимо от того, с партнером из какой страны они заключаются, и без учета применимого права. В-третьих, при составлении контрактов относительно редко делаются ссылки на принятые в международной торговле стандартные условия купли-продажи и, в частности, на Общие условия поставок. В-четвертых, стремление предусмотреть в контракте условия на все случаи жизни, которые могут возникнуть при его исполнении, осложняют, с одной стороны, переговоры при заключении контракта, а с другой - приводит к отягощению контракта большим числом общих положений, зачастую более точно сформулированных в применимых нормах права. К тому же, как показывает практика, все предусмотреть в контракте невозможно.

О нарушениях в сфере импорта ходят легенды и написано немало анекдотов. Корни нарушений в том, что на таможню возложен контроль за взиманием импортных платежей, которые никто платить не хочет. Схема довольно простая: фиктивный продавец (как правило, оффшорная компания) продает ввозимый товар фиктивному импортеру по значительно заниженной стоимости. На основании фиктивных счетов за товар производится таможенное оформление с оплатой соответственно заниженных таможенных платежей, после чего товар продается с баланса импортера в адрес фирмы-однодневки. Далее товар снова "всплывает" на балансе официальной торгующей компании, приобретенный у российского "поставщика" по уже нормальной цене. Такие российские "поставщики" - это целый бизнес финансовых структур при банках, так называемые "фирмы-однодневки". Финансовая группа берет за свои услуг какой-то процент от оборота по "поставщику", взамен заказчик получает официальные российские документы на приобретение товара с такой стоимостью, которую хочет. Таким образом, решается сразу две проблемы: минимизация базы по налогу на прибыль и минимизация таможенных платежей. Таможенная и налоговая службы активно борются с "серым" импортом, делают это довольно успешно. Банки, содержащие финансовые группы, лишаются лицензий, сотрудников таможенной службы привлекают к уголовной ответственности за коррупцию, товар, завезенный с нарушениями, конфискуют.
Тщательно выбирайте поставщика ВЭД услуг!
 








+7 (831) 433-33-66
email: ved@prom-impex.ru
Copyright © 2009 / Компания «ПРОМИМПЭКС»
Нижний Новгород
Система управления контентом
Newod 2.0
Система управления контентом
Создание сайта РА «Лемон» РА «Лемон»
Дизайн / SEO / Продвижение
Rambler's Top100